Петербургская фирма «Охталит» представляет собой нечастый, увы, пример, когда частный капитал смог не просто сохранить высокотехнологичное производство, созданное еще в советское время, но и вывести его на качественно новый уровень. В то же время, пример этой компании показывает, что прибыльный бизнес в промышленности вполне реален, даже несмотря на «российскую специфику».
Фирма «Охталит» возникла не с нуля. В 1952 году на базе ленинградского завода «Экономайзер» был построен первый в СССР цех по производству специальных сплавов цветных металлов для судостроения. Ранее таких технологий в стране просто не было. Позднее вместе с «Экономайзером» цех стал частью одного из ведущих предприятий ВПК Ленинграда – «Пролетарского завода». До самого конца советской эпохи уникальное производство дошло, будучи абсолютным лидером как по разнообразию спецсплавов цветных металлов, так и по сложности технологических решений. Затем, когда для ВПК насупили трудные времена и основным правилом стало «спасайся кто как может» специалисты цеха решили уйти в свободное плавание.
-Сдать нам цех в аренду на «Пролетарском заводе» отказались, и мы стали искать для себя новую площадку, - рассказывает генеральный директор «Охталита» Андрей Яковлев.
Найти подходящий цех удалось на «Петрозаводе», одной из старейших верфей России. Само предприятие тоже находилось в плачевном состоянии (в цехах гуляли ветры, а оставшиеся рабочие согревались при помощи импровизированных печек и водки, как вспоминает Андрей Яковлев), но за несколько лет арендаторам, создавшим свою фирму «Охталит» удалось создать настоящий оазис технологий посреди разрухи. Едва успели встать на ноги… как у квартала, в котором располагался обанкротившийся к тому времени «Петрозавод», появился новый инвестор. В его планы существование производства на этой территории не входило, и «Охталиту» опять пришлось искать для себя новое место.
-К тому времени число наших клиентов перевалило за тысячу. Останавливаться не было никакой возможности, и, найдя новую площадку, мы всего за год, не останавливая старого производства, смогли построить совершенно новое, - поясняет Андрей Яковлев.
Для организации предприятия были использованы и собственный опыт и зарубежные технологии.
-И в России и за рубежом цены на металлургическое оборудование неоправданно завышены, - рассказывает Андрей Яковлев. – Поэтому мы были вынуждены закупать все необходимое в разных странах, приобретать у одного поставщика «под ключ» – слишком дорого. В результате у нас работает и отечественная техника, в том числе собственной разработки, и эстонская, и бельгийская, и итальянская и финская. Технологическая цепочка выстраивалась, исходя из двух базовых принципов нашей компании: снижение затрат и повышение качества. В результате производство, которое по плану должно было работать с КПД в 80 %, сегодня имеет КПД в 94,5%. Например, наши помещения полностью обогреваются за счет внутренних ресурсов – используется вторичное тепло, выработанное литейным цехом. Технология производства компьютеризирована, вода, которой мы пользуемся, оборачивается в замкнутом цикле. Фактически, предприятие практически полностью автономно, вот только электроэнергию мы сами не вырабатываем. Автономная система пылегазоочистки позволила радикально решить экологическую проблему: согласно последним замерам, уровень наших выбросов составляет всего 0, 03% предельно допустимой концентрации. Причем разработало эту систему одна небольшая компания из Выборга, которая смогла победить в тендере и российских и зарубежных конкурентов.
Сменив адрес, «Охталит» не только сохранила всех своих старых клиентов, но и приобрела новых. Сегодня услугами петербургской фирмы пользуются практически все машиностроительные заводы страны, среди заказчиков – предприятия атомной, судостроительной и энергомашиностроительной промышленности, петербургский «Водоканал», мостоотряды, «Горэлектротранс». Если до переезда у компании была двухмесячная очередь из заказчиков, уже сделавших предоплату, то сегодня время ожидания удалось сократить до десяти дней.
-Когда я учился в институте, бытовало мнение, что узконаправленное производство убыточно. Наш опыт доказывает обратное. Мы заняты только своим делом и ведем его вполне успешно, мы смогли обойтись без банковских кредитов, которые нам во время становления бизнеса никто не давал, - говорит Андрей Яковлев. – Беспокоит другое: ситуация, которая пока лишь осложняет развитие промышленности. Например, сейчас в городе нет ни одного профессионально-технического училища литейного профиля. Все наши рабочие – предпенсионного возраста или даже старше. Вопрос, кто придет им на смену пока открыт. Подготовить литейщика быстро не возможно. Мне самому довелось учиться у мастеров, занимавшихся своим делом по 40-50 лет и видевших металл буквально насквозь. У частных предпринимателей нет возможности изменить эту ситуацию, если свое дело мы способны развивать самостоятельно, то в целом ряде вопросов без участия государства не обойтись.
Юрий СЕРГЕЕВ